ОРКиСЭ

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Боярская средняя общеобразовательная школа"

(МБОУ "Боярская СОШ")

 

ОРКиСЭ

  Протокол родительского собрания обучающихся 3 класса 2022 г.

  Сводная информация о результатах выбора

 

  Памятка для родителей по выбору предмета (модуля) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Уважаемые родители!

  07.02.2023 г. в 13-00 состоится собрание родителей обучающихся 3 класса по выбору модуля курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) на 2023-2024 учебный год.

  

Уважаемые родители!

Вам предстоит сделать выбор одного из предметных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для изучения его вашим ребенком в 4 классе.

Для российских школьников предметная область стала обязательной с 2012-2013 учебного года. В учебный процесс этот предмет был введён с целью совершенствования воспитательной задачи образования и преодоления асоциальных явлений в жизни детей и молодёжи.

«Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Так гласит «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», являющаяся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов.

На достижение этого идеала направлены усилия основных субъектов национальной жизни:            государства, семьи, школы, политических партий,

религиозных и общественных организаций.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ОРКСЭ состоит из шести предметных (модулей):   

-основы православной культуры,

-основы исламской культуры,

-основы иудейской культуры,

-основы буддийской культуры,

-основы светской этики,

-основы мировых религиозных культур.

  Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  носит светский (гражданский) характер — у всех модулей единая методологическая и методическая основа.

Для России традиционными являются четыре религии: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России. Причем, «православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», как гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ).

  Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим религиозным согражданам. Недаром Гимн Российской Федерации начинается словами «Россия - священная наша держава». В этом же Гимне Россия, являющаяся светским государством, прославляется как «хранимая Богом родная

земля».

  Все предметные модули имеют цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников. Стержневая задача предмета: привитие любови к Родине, забота о единстве Российского государства, межнациональном согласии, межконфес­сиональном мире и сотрудничестве всех граждан России ради общего блага. Каждый модуль начинается уроком «Россия — наша Родина».

  Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет дать школьникам представление о многообразии религиозной и светской культур, предоставляет возможность обсуждать вопросы нравственного характера с опорой на те, культурные особенности исторического наследия России, которые для них представляют наибольшее значение.

Учебники по ОРКСЭ включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, они нацелены на коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.

Родители учащихся третьего класса на родительском собрании выбирают один из этих учебных предметов (модулей), который их дети будут изучать в четвёртом классе. Этот порядок определен «Законом об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ; ст. 87,п.2)

  Комплексный учебный курс ОРКСЭ по своему содержанию имеет исторический и культурологический характер, но важнейшая задача заключается в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании российских школьников.

  Поскольку выбор предметного модуля предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»  имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение, то выбор родителей должен быть свободным, информированным и ответственным. Он должен соответствовать духовно­нравственным и культурно-историческим традициям Вашей семьи. И, самое важное, если Вы будете содействовать освоению Вашим ребенком выбранного Вами предметного модуля, то это, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию семьи и школы в деле духовно­-нравственного и гражданско-патриотического воспитания наших детей.

  2. Воспитательные цели предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России;

развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России;

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей и традиций народов России.

понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе.

открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижении человеческого достоинства.

 

  3. Правовые основы и принципы изучения учебных модулей

предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

 Изучение учащимися российских школ и выбор одного из учебных модулей ОРКСЭ предусмотрен Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).

  Уважаемые родители!

Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с нижеследующими пунктами статьи 87 этого Закона, касающимися выбора и изучения учебного предмета (модуля), входящего в комплексный курс ОРКСЭ.

  Пункт 1-й этой статьи («Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации») гласит, что учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), включенные в основные общеобразовательные программы, вводятся в систему образования «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

  Поскольку Законом ставится цель формирования и развития личности, прежде всего в соответствии с семейными ценностями, то «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (п.2, ст.87, № 273-ФЗ).

  Этим же Законом предусматривается, что «примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.З.ст.87,№273-Ф3).

  Пункт 6 ст. 87 этого Закона гласит, что «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

  Знание указанных пунктов Закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 1-3,6 ст. 87, № 273-ФЗ) поможет Вам выбрать предметный модуль

ОРКСЭ, соответствующий вашему мировоззрению, а также духовно­-нравственным и культурно-историческим традициям вашей семьи.

 

  4. Условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из предметов (модулей)

комплексного курса ОРКСЭ

  Уважаемые родители!

  На родительском собрании по выбору предметного модуля ОРКСЭ Вам предоставляется возможность ознакомиться с целью введения в учебный процесс ОРКСЭ, с воспитательными задачами предметов-модулей, входящих в состав этой предметной области, а также с учебными пособиями.

  В начале собрания происходит информирование Вас, родителей (законных представителей) обучающихся, о Вашем праве на выбор. При этом никто не имеет права склонять Вас к какому-либо выбору под предлогами: удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, отсутствие подготовленных учителей, учебников и под другими предлогами.

Как говорилось выше, согласно п.2, ст.87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Никто не имеет права и отговаривать Вас от Вашего выбора. Даже если, выбирая модуль ОРКСЭ, Вы оказались в меньшинстве, Вашему ребенку в любом случае должно быть обеспечено преподавание этого предмета.

  Именно Вы, родители, имеете преимущественное право на обучение и воспитание Ваших детей. И поэтому при выборе модуля ОРКСЭ Вы можете свободно ориентироваться на культуру и традиции, принятые в Вашей семье, на желание изучать свою религиозную и (или) культурно-историческую традицию.

  Если на собрании присутствует представитель централизованной религиозной организации, представляющий один из модулей ОРКСЭ, то ему предоставляется возможность сказать о содержании и задачах предмета по конкретному модулю религиозной культуры.

На родительском собрании по выбору модуля во время представления содержания конкретного модуля не допускаются критика иных модулей или мировоззренческие споры. Данное собрание — не дискуссионный клуб, то есть не место для дискуссий по мировоззренческим вопросам,

  В преподавании модулей ОРКСЭ могут использоваться учебники, включенные в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

При выборе учебных пособий по основам религиозных культур должно учитываться следующее положение Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

«Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.З. ст.87, №273-Ф3).

Следует также знать, что работа по совершенствованию учебных пособий для комплексного учебного курса ОРКСЭ продолжается.

Уважаемые родители! Вы выбираете предметный модуль ОРКСЭ для изучения его Вашим ребёнком в 4 классе. Впоследствии, в исключительных случаях допускается изменение Вашего выбора. В этом случае Вы должны обратиться к руководителю (директору) образовательной организации лично или с письменным заявлением. Изменение выбора должно быть оформлено новым Вашим заявлением, также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.

  Преподавать ОРКСЭ могут учителя (учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), успешно прошедшие соответствующую подготовку.

  Учебная программа ОРКСЭ разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», и связывает в единое целое обучение и воспитание. Предметная область ОРКСЭ обеспечивает содержание программ воспитания, нацеленных именно на нравственное воспитание учащихся, а не только на получение ими знаний, умений и учебных навыков.

 

Уважаемые родители!

  Убедительно просим Вас отнестись к выбору предметного модуля «Основы религиозных культур и светской этики»  с должным вниманием и ответственностью. Надеемся на то, что полноценное сотрудничество семьи и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей принесёт свои добрые плоды.

  

  Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 № 08-461 "О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ"

  Информация об учителях ОРКиСЭ МБОУ "Боярская СОШ"

  Письмо о методических рекомендациях

  Методические рекомендации

  Рабочая программа

  Экспертное заключение на методический комплект

  Книга учителя

  Рабочая тетрадь

  Цветослов для родителей

 

  Приказ Минобрнауки РФ № 74 от 01.02.2012 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312" (pdf, 128 кБ)

  Распоряжение Правительства РФ № 84-р от 28.01.2012 (pdf, 101 кБ)

  Инструктивно-нормативное письмо "О введении учебного курса ОРКСЭ" (pdf, 130 кБ)

  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (pdf, 345 кБ)

 

Дата последнего обновления страницы 21.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения